Основные документы для продажи дома с участком земли


Продажа дома. С чего начать?

Дом начинают продавать не с размещения объявления, а с составления и получения списка необходимых документов. В таком ответственном деле не достаточно взять и поместить рекламу на заборе, остановке, или в сети. Считается, что, походы по инстанциям для их получения занимают довольно много времени, и иногда могут напоминать бег по кругу, поэтому их подготовку стоит начинать заранее.

Продажа дома начинается с подготовки и оформления документов

Виды владения. Как они влияют на перечень бумаг?

Сегодня документы для продажи дома с участком может оформить только собственник этого объекта, или его личный представитель, владеющий доверенностью, заверенной у нотариуса. Везде для получения остальных бумаг придется показывать правоустанавливающие документы.

Часто участок и сам дом оформлены в собственность, тогда, согласно законодательству они неделимы при продаже. Как дом, так и другие постройки, находящиеся на участке (например, гараж), считаются одним комплексом. Исключением являются случаи, когда продается часть дома с частью участка. Тогда заранее из целого пая собственности выделяется доля, и лишь потом она подлежит продаже. Исходя из законодательных актов, в случае продажи доли от дома с участком, первое предложение о покупке делается остальным собственникам объекта, и лишь затем, в случае их отказа от первоочередного права покупки, собственник имеет право продать все постороннему третьему лицу.

Бывают случаи, когда земля под домом находится в аренде на длительный срок и просто не приватизирована. Иногда она закреплена за человеком на праве бессрочного пользования. От вида документа на землю будет зависеть и тот список бумаг, который собственник при совершении продажи представляет. Таким образом, он подтверждает свое правовое отношение к данному участку, например, договором аренды.

То основание, на котором владелец пользуется землей, переходит к покупателю автоматически. И если с бывшим хозяином был заключен договор аренды сроком на 50 лет, то и новый владелец перезаключает его в том же формате.

От формы владения землей и зависит та разность, которая может встретиться в перечне документов для продажи.

Основной же их список выглядит так:

  1. Обоюдное заявление сторон о государственной регистрации права, которое составляется в момент подачи бумаг;
  2. Паспорта или свидетельства, удостоверяющие личности участников сделки, или их представителей;
  3. Квитанция об оплате пошлины в установленном размере;
  4. Документ о праве собственности (договор купли – продажи с предыдущим владельцем, решение суда, или, к примеру, дарственная на дом);
  5. Договор, отражающий содержание самой сделки, где указаны ее правовые акценты;
  6. Документ, подтверждающий обстоятельства выполнения обязательств сторонами сделки;
  7. Оригинал кадастрового паспорта участка (подлинник);
  8. Заверенное нотариусом согласие мужа, либо жены, если собственник состоит в браке, на проведение сделки;
  9. Справка о регистрации в доме других лиц, в том числе и малолетних детей;
  10. Разрешение органов опеки на продажу, если в доме прописаны дети, или недееспособные лица;
  11. Выписка об отсутствии задолженностей за услуги управляющей компании;
  12. Справки о продавце из ПНД и НД, предоставляется не всегда;
  13. Выписка из ЕГРП;
  14. Технический паспорт дома.

На основании ФЗ от 21.07.1997 за номером 122-ФЗ, документы, выражающие содержание сделки предоставляются в двух экземплярах!

То основание, на котором владелец пользуется землей, переходит к покупателю автоматически

Нюансы продажи. На что ставим акцент?

Стоит отметить, что некоторые документы, собираемые для продажи дома с любым участком, имеют свои юридические особенности.

Рассмотрим их:

  • Правоустанавливающий документ может быть основан на договоре купли-продажи, дарения, мены, свидетельстве о праве на наследование, решении суда;
  • Право собственности на землю, возникшее до 1998 года, обязует продавца предоставить при регистрации сделки свидетельство старого образца Земельного комитета или Администрации, специальную отметку из БТИ на документах, относящихся к дому;
  • В особых случаях требуется акт об отсутствии коммуникаций, когда через поселок проходит газопровод, или часть общего водопровода.

Все вышеперечисленное играет огромную роль при заключении сделок с недвижимостью. Поэтому стоит отнестись к проверке документов с полной серьезностью, знанием и вниманием. Одна ошибка в бумагах полностью аннулирует процесс сделки в будущем.

В некоторых случаях, когда юридическое действо растянуто во времени, заключается предварительный договор с внесением суммы задатка и аванса. Расторжение договоренностей может произойти и по желанию одной стороны, но тогда задаток остается у собственника жилья. Иное прописывается отдельно, а также заверяется у нотариуса.

После окончания процесса, когда свидетельство о праве собственности получено новым владельцем, сама сделка может быть отменена в течение полугода после ее свершения, если новые собственники найдут при эксплуатации недвижимости скрытые ранее серьезные дефекты.

Все сделки с переходом права собственности на объект недвижимости регистрируются в Росреестре, и только там. Согласно законодательным изменениям за 2013 год сам договор купли-продажи можно не регистрировать.

Алгоритм подачи документов в Росреестр выглядит так:

  • написание заявления о государственной регистрации права;
  • предоставление данного заявления лично, или при помощи заказного письма;
  • осуществление предварительной записи на подачу документом по средствам телефона, интернета, или при личном обращении;
  • ожидание назначенного числа для проведения самой регистрации.

Непосредственная подготовка документов кажется такой сложной только с первого взгляда. Ведь время ожидания после подачи бумаг, занимает меньше месяца. Если у вас присутствует цель, а на руках имеется план с перечнем документов и последовательностью действий, то ее достижение будет скорым. И ваш прекрасный дом, а также участок найдут себе нового хозяина, став для вас крупной суммой денег.